Металлопрокат (а также готовые изделия и полуфабрикаты из него) относится к категории тяжелых и габаритных грузов. Несоблюдение правил транспортировки приводит к деформациям исходного металла и повреждениям металлоконструкций. Для того, чтобы обеспечивать высокое качество обращения с подобными грузами, компания ЗАО "ТФД "Брок Инвест Сервис и К" всегда руководствуется техническими требованиями ГОСТ 7566-2018.

Общие правила перевозки металла
Классификация металлопродукции с точки зрения её транспортировки
Металлические изделия для транспортировки могут быть классифицированы в зависимости от:
- Типа материала (например, черные, цветные, сталь, алюминий и т.д.);
- Формы проката: например, листовой, сортовой, фасонный, трубный и пр.;
- Выполняемых функций (например, однотипные элементы/детали, сборные конструкции или полуфабрикаты, контейнеры, оборудование);
- Первичный или вторичный металл (лом и прочие металлоотходы, подлежащие утилизации).
Классификация по функциям чаще используется в строительстве. Сюда входят конструкционные компоненты полуфабрикаты, в частности, сборные балки, балюстрады, вышки, которые транспортируются на строительные площадки.
Соответственно положениям ГОСТ 26653-2015 в логистических и нормативных целях продукция из металла часто классифицируется по кодам Международной гармонизированной системы ТН ВЭД. Эта система разделяет готовый металл, продукцию из него, а также способ его дальнейшего использования.
При классификации используются показатели прочности металлов и сплавов, существенные во время их транспортировки (гибкость, устойчивость от продольного изгиба), а также технологические способы его группировки и компактирования – в связках, штабелях, стеллажах, контейнерах и пр.
Существенным классификационным компонентом является способ реализации транспортных перевозок. Внутри страны в подавляющем большинстве случаев задействуется автомобильный или железнодорожный транспорт.
Общие требования и правила перевозки металлопродукции
Общие требования ко всем перевозкам металла основаны на ограничениях двух групп – по перегрузочной способности транспортирующих устройств и по соображениям безопасности. Рекомендуется:
- Точно классифицировать груз, особенно если он считается отходом, убедиться, что все необходимые документы заполнены точно.
- Перед тем как перевозить стальной лист, нужно закрепить массивные фрагменты металла, чтобы предотвратить их самопроизвольное перемещение во время транспортировки.
- При перевозке насыпных грузов, например, метизов, не уплотнять груз, так как это может повредить контейнер.
- Не превышать разрешенный вес брутто или полезную нагрузку для контейнера и транспортного средства.
- Проверить ограничения по размеру. Например, для грузов свыше определенной ширины могут потребоваться специальные разрешения и/или устройства.
- Защищать пол и боковые стенки контейнера с помощью вкладыша, например, фанерных листов.
- При доставке потребителям листового и профильного проката следует убедиться, что все части груза закреплены.
- Соблюдайте ограничения по дорогам: помните о правилах по ширине груза, высоте и весу брутто, поскольку они строго определены и применяются законом.
При межобластных перевозках целесообразно уведомлять службы ГАИ о нагрузках, превышающих существующие ограничения и согласовывать с властями маршрут следования транспортного средства/автоколонны.

Подготовка различных видов металлопродукции к перевозке
Подготовка металлических изделий к транспортировке предполагает их защиту от повреждений и непогоды с помощью очистки, нанесения покрытий и правильной упаковки. Такие методы очистки, как травление, удаляют ржавчину, в то время как защитные покрытия, например, гальванизация или краска, экранируют металл. При транспортировке продукты закрепляются и упаковываются, часто с помощью ремней, а иногда защищаются такими материалами, как картон или пластиковая пленка, чтобы предотвратить царапины и атмосферные воздействия во время перевозки.
Обработка перед транспортировкой
В таких процессах, как травление, используется соляная (значительно реже – серная) кислота. Она предназначена для удаления поверхностных загрязнений с металла, преимущественно ржавчины или прокатной окалины.
Нанесение слоя цинка (гальванизация) или краски увеличивает толщину защитного слоя, который предотвращает коррозию стали в дороге. Этап особенно важен при доставке потребителю особо тонколистовой конструкционной стали.
Иногда по требованию заказчика сталь может подвергаться термической обработке. Это может быть сделано для изменения свойств металла (например, повысить прочность или ударную вязкость), что может сделать его более упругим и предотвратить трещинообразование.
Отметим, что у нас оплаченный металл может быть до перевозки разрезан по размерам, указанным заказчиком.
Упаковка и крепление при транспортировке
При значительных партиях металлопродукции листы, трубы или прутки, часто связывают вместе и закрепляют, чтобы предотвратить их смещение. Для защиты продукции от влаги, перепадов температур и физических повреждений часто используются слои картона или полиэтиленовой пленки. Особенно это важно для листового металла и рулонов.
В процессе загрузки материала и его закреплении на транспортном средстве специалисты ЗАО "ТФД "Брок Инвест Сервис и К" используют методы, исключающие случайное смещение груза в ходе транспортировки. Схема и приемы упаковки зависят от типа металла и расстояния, на которое производится доставка товара. Например, для перевозки рулонной стали на короткие расстояния может потребоваться только легкая упаковка, а для транспортировки на большие расстояния требуется более надежная защита как внутренней, так и внешней поверхностей проката.
Особенности перевозки металлолома
Металлолом и утилизируемые отходы обычно перевозятся в контейнерах. Если использован неправильный метод их загрузки или неверно выбраны габариты контейнера, тяжелые и острые фрагменты отходов могут повредить боковые стенки и дно тары.
Стандартные контейнеры имеют открытый верх, что позволяет применить полную загрузку/выгрузку, с применением стандартных подъёмно-транспортных приспособлений. Учитывая риск повреждения, для перевозки лома рекомендуется выбирать более старые контейнеры.
При перевозке металлолома навалом стенки и пол контейнера должны быть защищены фанерными или стальными перегородками (выбор определяется характером и формой отходов). Загрузка путем насыпания лома в контейнер, опрокинутый на переднюю часть, не допускается из-за высокой вероятности порчи стенок. Поэтому лом должен загружаться только при горизонтальном положении контейнера.
Загрузка контейнера должна быть сбалансированной и не превышать его номинальную грузоподъемность (она указывается на внешней стороне одной из стенок). Разгрузка может производиться и в горизонтальном положении. Однако опрокидывание контейнера при этом нежелательно, поскольку металлолом повреждает дно и боковые стенки емкости.
Правила перевозки металлолома в России регламентированы нормами Федерального закона № 304-ФЗ.

Логистика и оформление документации
При выборе способа доставки металла учитывают, что железнодорожный транспорт рентабелен для дальних расстояний и больших объемов груза, а автотранспорт как более гибкое транспортное средство - для транспортировки до 50…100 км.
Перевозка металла организуется с помощью логистического плана, который включает в себя:
- Определение оптимального маршрута;
- Выбор, проверку и подготовку подходящего транспорта;
- Планирование погрузки/разгрузки;
- Обеспечение безопасности.
Строгий перечень необходимых документов обычно не устанавливается, но, как правило, включает коммерческую счет-фактуру, документ, подтверждающий условия перевозки, квитанцию о приеме и происхождении груза (с указанием собственника) и сертификат на продукцию/товар. Для опасных грузов необходимы также соответствующая декларация и страховой сертификат.
Назначение сопроводительных документов ясно из таблицы:
| Наименование | Содержание | 
| Коммерческая счет-фактура | Описывает детали транзакции, включая количество, спецификации и цену | 
| Договор между грузоотправителем и перевозчиком | Разграничивает ответственность сторон и их правовые взаимоотношения на период доставки металла | 
| Квитанция о получении груза. | Определяет факт прибытия груза и подтверждает его целостность | 
| Сертификат происхождения | Удостоверяет страну и торговую марку производителя груза | 
| Декларация об опасных грузах | Требуется для опасных материалов, документ обеспечивает соблюдение правил безопасности и надлежащую маркировку товаров | 
| Страховой сертификат | Предоставляет доказательство страхования груза, покрывающего возможные потери или повреждения | 
| Упаковочный лист | Подробный список содержимого | 
Обязательный документ для всех видов грузоперевозок:
Также отметим, что самый важный документ для грузоперевозок является транспортная накладная, которая: фиксирует факт передачи товара, определяет условия перевозки и служит основанием для учёта расходов на транспортировку.
Некоторые функции транспортной накладной:
- Юридическое подтверждение договора перевозки — документ доказывает наличие соглашения между заказчиком (отправителем или получателем) и логистической компанией на доставку груза.
- База для калькуляции стоимости транспортных услуг — на основе данных ТН (масса, габариты, дистанция) перевозчик формирует счёт за выполненную работу.
- Удостоверение моментов перехода ответственности за груз — подписи уполномоченных лиц в ТН удостоверяют моменты перехода ответственности от отправителя к перевозчику и далее к получателю.
- Урегулирование споров — при возникновении инцидентов (повреждение, недостача, утеря) во время транспортировки ТН выступает ключевым документом для урегулирования споров.
Транспортная накладная содержит сведения о:
- сторонах перевозки (грузоотправитель, грузополучатель, исполнитель-перевозчик);
- условиях транспортировки (временные рамки, стоимость логистических услуг);
- характеристиках груза (наименование, масса, объём, число мест);
- используемом транспортном средстве;
- адресах погрузочных и разгрузочных операций;
- дополнительных документах, сопровождающих груз.
Важно: ТН не включает информацию о цене или общей стоимости самих перевозимых товаров — её фокус смещён исключительно на услугу перемещения груза.

Заключение
При заключении деловых взаимоотношений между нашей компанией и потребителем ЗАО "ТФД "Брок Инвест Сервис и К" гарантирует оперативность исполнения каждой совершенной сделки по доставке приобретенного у нас металлопроката. Транспортировка производится специализированным транспортом по всей России.